Церковные праздники

Церковные праздники — общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.

В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме будничных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

Согласно катехизису митрополита Филарета (Дроздова), православные христиане обязаны свято чтить свои важнейшие праздники: готовиться к ним постом, в дни праздников посещать храм, заниматься молитвой и чтением, вместо своих мирских дел помогать немощным и нуждающимся.
Классификация
По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха — Воскресение Христово, затем следуют двунадесятые праздники, среди которых Господские праздники имеют статус выше, чем Богородичные праздники. Далее следуют великие недвунадесятые праздники (в Русской Православной Церкви — пять), за ними — средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47‑я Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Торжество Воскресения Христова вспоминается и в каждый воскресный день (Неделю) — совершается всенощное бдение.
По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные (непереходящие).
По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. По особенностям богослужения престольные праздники принадлежат к разряду праздников средних (см. ниже), имеющих знак креста в полукруге. Указания о том, каким образом следует совершать службу храмовому празднику в соединении с другой в тот же день праздничной службой, содержатся в 58 главах Устава О храмѣхъ (в конце книги Типикон).
По типу праздники также разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (и соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы.

Информация